Innovations as the means of improving the effectiveness of the strategic management in organization

Gennadiy Babenko

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 4-2 / April, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article describes the innovations, the need for the use of them at the present stage of organizational management. It also states that the innovations increase the effectiveness of strategic management and are the means to maintain competitiveness.

Keywords: innovation, strategic management, knowledge management, competitive advantage, innovation management, innovation strategy, new technologies



Изменения деловой среды, непосредственно связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса, привели к повышению актуальности стратегического управления.

Стратегическое управление традиционно понимается как комплекс управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации. Но это еще и совокупность действий, обеспечивающих реагирование организации на изменение внешней среды, которое может повлечь за собой рассмотрение новых целей и общих принципов развития.

Как известно, в современном мире «выживаемость» организации зависит от поддержания постоянного потока нововведений, сегодня выражаемых термином «инновации» [1].

Новые технологии оказывают существенное влияние на каждый элемент среды бизнеса. Это касается как внешних, так и внутренних факторов, начиная от принятия политических, экономических и других решений на уровне организации и заканчивая производственным процессом, сбытом продукции, продвижением персонала по карьерной лестнице и т.п. Закрывать глаза на этот процесс нельзя, а значит, необходимо на практике использовать стратегическое и инновационное планирование.

Иными совами, между инновационным и стратегическим управлением существует взаимосвязь и взаимная зависимость.

Преимущества пионера

Внедрение инноваций и разработок в рамки стратегического управления, происходившее в 1990-х гг., показало то, что процессы планирования на фундаментальном уровне отличны от планирования производственной деятельности. В процессе разработки новой технологии или продукта могут появиться новые возможности, влияющие на стратегию. Чтобы пользоваться ими, предприятие должно периодически корректировать свои стратегии.

Если ограничивать инновационную деятельность разработкой новых технологий и продуктов, то будет получена лишь часть дохода. В этом случае другие предприятия могут завершить новаторские действия, и при этом они получат ту прибыль, которую недополучила организация-пионер.

Итак, польза от новой технологии или продукта бывает лишь тогда, когда стратегии и структуры организации адаптированы.

В последнее время перспективные разработки связаны с решающим значением знаний для развития организаций, деятельность которых зависит от сбора и переработки информации, обучения сотрудников и усвоения нового. В условиях жесткой конкуренции и быстрых изменений в экономике, технике, методах управления, информационных технологиях нужно понимать механизмы овладения знаниями, а также препятствующие этому факторы.

Компетентность, знание и нацеленность персонала на успех лежат в основе стратегического развития и помогают находить решения возникающих проблем разного рода — экономических, технических и организационно-управленческих. Причем это касается не только повседневных и краткосрочных задач, но и долгосрочных, стратегических.

Стратегия инновационной деятельности

В течение последних десятилетий доминирует практика, фокусирующая внимание не на экономической эффективности, а на обеспечении качества, гибкости, новизны, создании организационного знания. Такие изменения были вызваны сменой потребностей покупателей.

В XXI веке управление знаниями стало важным инструментом, который не только держит организацию на плаву, но и повышает эффективность её деятельности. Современные технологии в сфере коммуникаций и передачи информации обеспечивают надежный и постоянный обмен. Решения принимаются более быстро, укрепляется сотрудничество.

Знания, полученные совместно с потребителем, позволяют внедрять новшества, товары, услуги лучшего качества. Все это дает новые толчки к развитию исследований и технических разработок, маркетинга и формированию инновационной стратегии организации.

Инновационная стратегия – это средство, благодаря которому можно достичь определенных целей организации, которая отличается от других инструментов своей новизной.

Если рассматривать внутреннюю среду инновационной стратегии, то её подразделяют на следующие группы [2]:

– функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);

– продуктовые (направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

– организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления);

– ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические).

Теорией и практикой предложен ряд базовых стратегий, направленных на развитие конкурентных преимуществ. Они делятся на следующие группы:

– стратегии интенсивного роста;

– стратегии интеграционного роста;

– стратегии диверсифицированного роста;

– стратегии сокращения.

Каждая группа имеет инновационные стратегии. Другие стратегии носят тот или иной инновационный характер. Они показывают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ организации.

Применение организациями одного и того же типа стратегии приводит не к эффективности, а к её утрате, также происходит спад привлекательности.

Реализация стратегии инноваций связана с повышением уровня сложности управления организацией. На то существует несколько причин, а именно:

– повышение уровня неопределенности результатов;

– повышение инвестиционных рисков проектов за счет новизны решаемых задач, то есть добавления инновационной составляющей;

– усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией.

Стратегия инновационной деятельности организации – это совокупность согласованных инновационных решений, которые оказывают определяющее воздействие на деятельность и имеют долгосрочные последствия.

Основа развития

Под инновационной стратегией необходимо понимать образ действий организации:

– определяющий ее линию поведения;

– направленный на формирование инновационного потенциала (потенциал необходим для изменения внешнего окружения, который, в итоге, поможет достигнуть целей и эффективной реализации конкурентной стратегии).

Основными критериями эффективности стратегии организации являются:

– степень ее соответствия условиям внешней и внутренней среды бизнеса;

– обеспечение с ее помощью стабильного конкурентного преимущества;

– способность организации в результате реализации стратегии повысить свою прибыльность, деловую активность и конкурентоспособность.

Единственным способом обеспечить устойчивое преимущество над конкурентами для большинства организаций является постоянное внедрение инноваций. В настоящее время победить в конкурентной борьбе можно при соблюдении ряда условий:

1) быть самым быстрым;

2) предлагать продукцию самого высокого качества;

3) выбирать наиболее привлекательные решения, в том числе за счет внедрения инноваций.

Сегодня только инновации обеспечивают постоянный рост, процветание и прибыль организации. Внедрение новой технологии, предложение новых товаров и услуг, формирование новых рынков или введение новых организационных форм позволяют организации увеличить итоговую ценность для потребителей, и, в итоге, усилить их лояльность.

Новые виды бизнеса позволяют организации создать дополнительные источники потока наличных денежных средств, при капиталовложениях в разработки товаров, услуг и т.д. Такой кругооборот является основой развития, роста и успеха организации.


Страница обновлена: 12.05.2025 в 06:56:38